BrainOn Center

Дислексия





Средние века вместе с их неграмотностью давно остались в прошлом. Сейчас умение читать считается базовым навыком. Сложно себе представить взрослого человека, читающего по слогам, однако такие люди существуют. Они не ленивые, не глупые, просто у них дислексия. Что это за болезнь?
Дислексия – это нарушение процесса овладения навыками чтения при сохранном интеллекте, зрении и слухе, обусловленное несформированностью психических процессов и проявляющееся в стойких специфических ошибках. Другими словами человек плохо читает, хотя видимых предпосылок для этого нет.

Дислексия - это такая особенность восприятия, при которой человек мыслит невербально, то есть образами, и скорость образного мышления гораздо выше скорости вербального (словесного) мышления. Многие дислектики могут через минуту дать ответ на сложную задачу, проделав в уме несколько сложных арифметических действий, и при этом не могут рассказать, как они это сделали.
Специальные условия обучения детей с дислексией
В настоящее время в России проблема преодоления дислексии на уровне государственных школ решается путём признания ее наличия. Но пути ее преодоления и изменение требований к таким детям со стороны образовательных стандартов пока отсутствуют. Существует лишь письмо Минпросвещения, имеющее рекомендательный характер.
Талантливые дислексики
Около 40% известных всему миру великих людей страдают дислексией. Болезнь, с одной стороны, сильно осложнила их жизнь, с другой стороны, воспитала в них стойкость.
  • Уолт Дисней
    Американский предприниматель, художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, основатель компании «Walt Disney Productions»
    Уолт придумал Микки Мауса, но ему было проще нарисовать мышонка, чем написать его имя.
  • Леонардо да Винчи
    Итальянский художник, учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»
    Леонардо да Винчи писал зеркально, т.е справа налево. Разобрать его записи можно было только с помощью зеркала.
  • Стив Джобс
    Американский предприниматель, изобретатель и промышленный дизайнер. Один из основателей, председатель совета директоров и CEO корпорации Apple. Один из основателей и CEO киностудии Pixar.
    Прежде чем достичь всего, чего он достиг, он был отчислен из колледжа, а также имел серьезные проблемы с обучением (да и с поведением тоже) в школе. Однако это не стало преградой на его пути, и в памяти миллионов людей он остался богатейшим и талантливейшим человеком.
  • Билл Гейтс
    Американский предприниматель и общественный деятель, филантроп, один из создателей и бывший крупнейший акционер компании Microsoft. Один из богатейших людей планеты по версии Forbes.
    Билл Гейтс является также одним из самых успешных дислектиков. Проблемы с чтением никак не сказались на его способности зарабатывать миллиарды.

Специфическая симптоматика дислексии

Дислексия - самостоятельный дефект, нередко он идет вместе с нарушением письма – дисграфией, так как при этих операциях используются одни и те же процессы. В таком случае похожие ошибки появляются на письме.
  • Затруднения при изучении букв
  • Неудержание строки
  • Медленное чтение по буквам и по слогам
  • Угадывающее чтение
    Ребёнок пытается угадать слово целиком по первому слогу
  • Пропуск, перестановка букв и слогов, замена их на похожие по звучанию и начертанию
  • Чтение справа налево
  • Трудности глобального (целостного) восприятия слов
  • Непонимание смысла прочитанного
Неречевая симптоматика дислексии
При данном диагнозе очень часто обнаруживаются следующие проблемы
Плохая координация и неуклюжесть
Дезориентация во времени и в пространстве
Ребёнок путает дни недели, месяцы, право и лево, верх и вниз, не понимает смысла предлогов «за», «на», «под», «около» и др.
Синдром дефицита внимания и гиперактивность.
Почему важно знать, что такое дислексия у детей и её симптомы
Очень часто родители и педагоги видят признаки дислексии у детей, но, не зная о таком нарушении, связывают все возникающие проблемы с ленью или невнимательностью.

Если вы замечаете у ребёнка затруднения при чтении, обратите пристальное внимание на совершаемые им ошибки. Насторожить должны постоянные попытки угадать слово по первым буквам, непонимание прочитанного, часто повторяющиеся замены букв в сильной позиции: гласные под ударением («сног» — «снег», «аблако» — «облако»), согласные перед гласной («толога» — «дорога», «здапие» — «здание»). При наличии одной или нескольких проблем из этого списка, следует показать ребенка логопеду.

Если у ребёнка была выявлена дислексия, коррекцию следует начинать незамедлительно, чтобы избежать серьёзных последствий.

Какие трудности могут возникнуть на начальных этапах обучения?
1. Несовпадение значения и названия буквы, приводящее при чтении к произнесению названий букв вместо звуков, например:
«вэ, эм, дэ, эс, ка, эр, тэ».

Иногда это можно наблюдать при неправильной подготовке детей к школе. Следует беречь детей от такого некорректного усвоения звуко - буквенных обозначений, поскольку оно может препятствовать слиянию букв в слоги.

2. Несовпадение норм написания и произносительных норм, вследствие чего «орфографически» прочитанное ребенком слово не воспринимается им на слух как знакомое (следует остановить внимание ребенка на типичных случаях таких расхождений, например: что=што; чтобы=штобы; его=ево; конечно=конечно).

3. Каждый читаемый слог произносится с подчеркнутым ударением, что затрудняет синтез слогов в слово, мешая узнаванию его звукового и ритмического образа. У детей с хорошим речевым развитием подобные трудности носят, как правило, кратковременный характер; в иных же случаях они сохраняются на протяжении длительного времени. Логопед понимает природу возникших у ребенка затруднений и обеспечивает ему своевременное разъяснение и адекватную помощь.
Классификация дислексии
Ученые, изучавшие дефекты чтения и письма, предлагают различные классификации. Рассмотрим самые распространённые их них.
Виды дислексии по Р.И. Лалаевой
  • Акустическая дислексия
    Она является самой распространенной формой. Из-за специфического нарушения слухового восприятия учащиеся плохо различают звуки, не соотносят их с буквами.
  • Моторная дислексия
    Возникает у детей из-за затруднений в движении глаз. Это приводит к сужению поля зрения, школьник теряет строчку или слово.
  • Оптическая дислексия
    Она обусловлена неполноценностью зрительного восприятия, вследствие чего ребёнок плохо различает буквы близкие по написанию (Р-Ь, З-В, Ж-Х). При тяжелых нарушениях наступает оптическая алексия, характеризующаяся полной неспособностью овладеть процессом чтения.
  • Фонематическая дислексия
    Данный вид дислексии возникает из-за нарушений фонематического восприятия. Такие дети плохо различают некоторые звуки (ц-с, м-н). Это приводит к трудностям при изучении соответствующих букв. При фонематической дислексии чтение становится побуквенным. Появляются специфические ошибки и искажения слов («пака» или «памка» вместо «палка»).
  • Мнестическая дислексия
    Характеризуется нарушением установления связи между звуком, который мы слышим, буквой, которую мы видим, и так называемой артикулемой, которую мы произносим. Это влечёт за собой низкую скорость чтения, пропуски, замены букв, слогов и целых слов, что в итоге приводит к потере смысла прочитанного.
  • Семантическая дислексия
    Иными словами - механическое чтение. Ребёнок читает правильно, но не понимает смысл прочитанного.
  • Аграмматическая дислексия
    Проявляется в употреблении неправильных окончаний при согласовании слов в предложении («два груши», «увидел машине», «Петя искала»).
  • Тактильная дислексия
    Данный диагноз ставят слепым детям, у которых возникают проблемы при изучении азбуки Брайля. В этом случае страдает осязательная чувствительность, которая приводит к специфическим ошибкам.
Направления коррекции дислексии
1
Общая коррекционная работа
Включает в себя комплексное воздействие на недостатки чтения, письма и устной речи.
2
Разработка индивидуальной программы коррекции
По результатам нейропсихологической и логопедической диагностики наш специалист составит для вашего ребенка индивидуальную программу коррекции.
Важно: выбор конкретных занятий зависит от результатов комплексной логопедической и нейропсихологической диагностики