BrainOn Center

Общее недоразвитие речи



Состояние общего недоразвития речи (ОНР)
характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков.

Что такое ОНР?

Основная отличительная черта ОНР — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.
Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формирования речи. Но после 3-х лет стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда. И ее отсутствие может привести к отставанию психического развития.

Проявление ОНР у детей выражается по-разному, исходя их глубины нарушений.

Специалисты выделяют четыре уровня общего недоразвития речи: от полного отсутствия речи или лепетного его состояния, когда ребенок говорит только отдельные повторяющиеся слоги на I уровне, до развернутой фразовой речи с отдельными элементами недоразвития – на III уровне. ОНР IV уровня обычно ставится детям, имеющим остаточные проблемы с речью, связанные, в основном, с нарушением грамматических конструкций (ошибки в спряжении глаголов или форме множественного числа и т.д.).
Четыре уровня ОНР
Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки
        ОНР может являться как самостоятельным логопедическим нарушением, так и следствием других, более сложных дефектов. И на этом этапе необходимо как можно раньше разобраться, что является первопричиной.

        Какие занятия мы рекомендуем?

        Мы проводим комплексную работу по преодолению общего недоразвития речи, при этом, выбор коррекционной программы зависит от результатов диагностики, проведенной нашими специалистами
        • Forbrain
          Логопедические занятия по преодолению ОНР с использованием гарнитуры Forbrain
        • Нейропсихолог
          Занятия с нейропсихологом
        • Метод Томатис
          Программа нейросенсорной стимуляции по методу Томатис
        • Balametrics
          Занятия по программе Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics по мозжечковой стимуляции
        Важно: выбор конкретных занятий зависит от результатов комплексной логопедической и нейропсихологической диагностики