При данном виде дисграфии страдают чтение и письмо, возникают фонематическая или акустико-артикуляционная дислексия и дисграфия. Ребенок путает при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. Трудности ребенок пытается компенсировать угадывающим чтением.
основной путь коррекции - детальная проработка звукового анализа с внешними опорами при использовании сильных сохраненных звеньев. Обычно присутствует бедный словарь и слухоречевая память (их тоже необходимо развивать)
При акустико-артикулярной дисграфии есть слабость переработки слуховой информации, но так же есть слабости кинестетической дифференциации.
Наиболее частые ошибки – фонематичные (вместо тепло – дебпло, вместо белка – белга).
Типичные виды ошибок:
- замены звуков, близких по звучанию (глухих-звонких: б-п, д-т, з-с);
- замены звуков, близких по произношению (т-п, д-б, т-к, т-н);
- замены букв, близких по написанию.(у-и, щ-ш, ж-х);
Эти замены могут быть вызваны разными причинами.
Особенности трудностей обучения у младших школьников с отставанием в развитии процессов переработки зрительной информации ( II блок).
У таких детей страдает формирование четких образов предметов, задерживается формирование словаря, усвоение букв и овладение чтением.
Ошибки в письме:
- трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки, соблюдения строки;
- колебания наклона и размера букв, раздельное написание букв внутри слов;
- трудности припоминания букв, их искаженное написание, замера рукописных букв печатными, замена похожих букв;
- устойчивая зеркальность, т.е. замена З-Е, У-Ч, б-д, д-в, поворот букв и цифр в противоположную сторону
- трудности запоминания словарных слов
- пропуск и замена гласных, в том числе ударных
- нарушения порядка следования букв
- тенденция к фонетическому письму (ручйи, строедца)
- слитное написание двух слов