BrainOn Center

Дисграфия

Данное нарушение является препятствием для овладения детьми грамотным письмом.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Условия формирования грамотной письменной речи
Правильно сформированная устная речь
Развитое пространственное восприятие, зрительно-пространственный гнозис, сомато-пространственные ощущения, знание схемы тела.
Сформированность двигательной сферы.
Способность к саморегуляции.
Сформированность абстрактного мышления.

Виды дисграфии

Сегодня существуют два основных направления в изучении дисграфии у детей:
психолого-педагогическое и нейропсихологическое. Психолого-педагогическое направление выделяет пять основных видов, каждый из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована. Однако на практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.
Акустическая дисграфия
Характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков.
Как понять, что у моего ребенка акустическая дисграфия?
Данный вид дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).
Основы коррекции акустической дисграфии
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Обучение формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
  • Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
  • Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
  • Определение положения звука по отношению к другим звукам.
Оптическая дисграфия
Характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием образов букв.
Какие симптомы при оптической дисграфии?
  • Неправильное написание графически сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш)
  • Неправильное написание букв, включающих одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж)
  • Зеркальное написание букв
  • Отрыв элементов букв
  • Лишние элементы (шишки — шишшики)
Основные задачи коррекционного обучения
  • Развитие и формирование пространственных и временных представлений.
  • Развитие конструктивного праксиса.
  • Развитие мнестических представлений.
  • Развитие графомоторных навыков и умений.
  • Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Дифференциация смешиваемых букв.
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Какие симптомы дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
На письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее распространенными при этой форме дисграфии являются искажения звуко-буквенной структуры слова.
  • Пропуски согласных при стечении (диктант — дитант)
  • Пропуски гласных (собака — сбака)
  • Перестановка букв (тропа — ртопа)
  • Добавление букв (таскали — тасакали)
  • Пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет)
  • Нарушения деления предложения на слова
    Основные задачи коррекционного обучения
    • Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
    • Развитие навыков слогового анализа и синтеза;
    • Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста
    Артикуляторно-акустическая дисграфия
    Характеризуется нарушением звукопроизношения и фонематического восприятия.
    Какие симптомы артикуляторно-акустической дисграфии?
    Данная дисграфия связана с неправильным произношением звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит.

    • Замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).
    • Замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
    • Замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш, з-с);
    • Замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т');
    • Замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);
    • Пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;
    • Замена и смешение гласных: о, у, е, и.
    Основы коррекции артикуляторно-акустической дисграфии
    • Формирование представлений о звуко-буквенном составе слова
    • Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова
    • Коррекция звукопроизношения
    • Уточнение, развитие и активизация словарного запаса
    • Формирование и совершенствование грамматического строя речи
    Аграмматическая дисграфия
    Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи.
    Какие симптомы аграмматической дисграфии?
    • Неправильное употреблении предлогов, рода, числа
    • Пропуск членов предложения
    • Нарушение последовательности слов в предложении
    • Искажение морфемного строя слова
    • Замены приставок и суффиксов
    • Нарушение конструкции предложения
    • Изменение падежа, местоимений и числа существительных
    • Нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями
    Основы коррекции аграмматической дисграфии
    • Работа над словоизменением
    • Работа над предлогами
    • Работа над словообразованием
    • Обогащение словарного запаса
    Три основных блока (аппарата) человеческого мозга
    Оте­чественный психолог Александр Романович Лурия (1902-1977) установил, что для осуществления психической деятельности необхо­димо взаимодействие трех основных блоков (аппаратов) человеческого мозга.
    Первый блок
    Первый блок - энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга. Мозговые структуры, обеспечиваю­щие деятельность этого блока, располагаются в подкорко­вых отделах мозга и в стволе мозга.
    Второй блок
    Второй блок - приема, переработки и хранения информации. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность это­го блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определен­ного типа информации: затылочная - зрительной, височ­ная - слуховой и теменная - общечувствительной.

    Этот блок состоит из трех надстроенных друг над дру­гом корковых зон. Первичные зоны принимают нервные импульсы, вторичные - обрабатывают полученную инфор­мацию и, наконец, третичные - обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, для выпол­нения которых необходимо участие различных областей мозговой коры. В третичных зонах осуществляются логи­ческие, грамматические и другие сложные операции, тре­бующие участия абстрактного мышления. Они ответствен­ны за сохранение информации, человеческую память.
    Третий блок
    Третий блок - блок программирования, регуляции и контроля деятель­ности. Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.

    Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения.

    А.Р. Лурия определял письмо как особую форму экспрессивной речи. Он отмечал, что письмо начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций. К настоящему времени сформулированы психологические предпосылки формирования письма:

    1. Сформированность или сохранность устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.

    2. Формирование или сохранность разных видов восприятия, ощущений и знаний и их взаимодействие. Формирование или сохранность пространственного восприятия и представлений: зрительно-пространственного и слухопространственного гнозиса, соматопространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, «правого и левого».

    3. Сформированность двигательной сферы: тонких движений, предметных действий, то есть разных видов праксисов руки, подвижности, переключаемости и др.

    4. Формирование у детей абстрактных способов деятельности.

    5. Сформированность общего поведения, то есть регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерением, мотивы поведения.
    Структура письма
    Письмо обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон коры головного мозга. Это говорить о необходимости сохранности или своевременного формирования всех этих областей мозга для овладения письмом.
    Психологический
    Данный уровень решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма.
    Лингвистический
    Второй уровень обеспечивает письмо лингвистическими, языковыми средствами реализации процесса, то есть реализует перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне в лингвистические коды: в лексико-морфологические и синтаксические единицы, то есть в слова, фразы и тексты.
    Психофизиологический
    Третий уровень осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, которые лежат в основе письменной речи.
    Системное строение письма
    Поддержание оптимального уровня бодрствования
    Сохранность и достаточность функционирования глубинных стволовых отделов.
    Переработка слуховой информации
    Например, голос учителя, (сохранность и достаточность функционирования височных отделов – область Вернике). Восприятие, соотнесение звукового образа со значением, сохранение информации в кратковременной памяти, фонематический анализ.
    Переработка кинестетической информации - ощущения от двигающихся органов (переднее-теменные отделы)
    Ребенок проговаривает слово. Это помогает воспринять информацию, соотнести органы движения речи с фонемами и запомнить в моторной памяти. Анализ графических движений при письме.
    Переработка зрительной информации (затылочные отделы)
    Для переработки зрительно-пространственной информации ребенок использует две стратегии: холистическую и аналитическую. Переход от звука к букве – аналитическая стратегия левого полушария. Переход от слова к образу слова – холистическая стратегия правого полушария. Ребенок сам выбирает стратегию. Для новых слов – использовать аналитическую стратегию, а для уже знакомых слов – холистическую стратегию.
    Переработка зрительно-пространственной информации (зона ТПО)
    Так же может осуществляться с помощью холистической и аналитической стратегии. Главную роль играет правое полушарие. Правополушарная стратегия используется для ориентировки на листе бумаги: где начать писать, для того, чтобы поддерживать строку, для того, чтобы поддерживать одинаковый размер и наклон букв. Левое и правое полушарие вместе отвечают за пространственную ориентацию букв и элементов букв.
    Ошибка зеркального написания букв, встречается часто у дошкольников. Но если школьник делает такую ошибку, это уже недоразвития пространственной ориентации, и чем грубее ошибка, тем больше мы можем говорить о влиянии правого полушария.
    Серийная организация графических движений (премоторная область – заднелобные отделы)
    Эта организация задает программу действия. Ни одна программа не может быть осуществлена без участия обратной связи. Обратная связь осуществляется с помощью переработки кинестетической информации.
    Программирование, регуляция и контроль письма (префронтальная область)
    Как осуществляется письмо у дошкольников?
    Описание динамики строения письма в онтогенезе
    Как правило, ребенок запоминает написание 5-10 слов. Чтобы что-то написать, он припоминает зрительные и зрительно-пространственные образы слова. Для этого ребенок использует холистическую стратегию. Фонематический анализ не участвует. Также необходима серийная организация движений. Взрослый стимулирует ребенка к письму (функция программирования и контроля). Он же находит моменты, когда ребенок в состоянии писать.
    В осуществление сформированного письма 1-й блок нужен, но поскольку письмо автоматизировано, мы можем им заниматься даже когда устали.
    Переработка слуховой информации и проговаривание автоматизированы, их роль значительно сокращена, но они активизируется, когда нужно записать незнакомое слово.При переработке зрительной информации нагрузка значительно падает. Строчку можно держать, не глядя на страницу. Функция программирования и контроля задействована во время всего акта письма. Т.е. основания нагрузка идет на функции префронтальных отделов левого полушария.
    Обучение письму (как и многие другие процессы развития) можно сравнить с развитием цветка. Дошкольник – это бутон, многие процессы ещё не развернуты. У школьника, благодаря систематизированному обучению, они разворачиваются и осознаются – это цветок. И, наконец, у взрослого, уже освоившего письмо, многие компоненты автоматизируются, а сознание направлено, как правило на осознание написанного – это плод.
    Выделяют три вида
    Нейропсихологическая классификация дисграфий
    Для выявления и отнесения дисграфии к определенному типу необходима нейропсихологическая диагностика.
    Акустико-артикуляторная (фонемная дисграфия)
    При данном виде дисграфии страдают чтение и письмо, возникают фонематическая или акустико-артикуляционная дислексия и дисграфия. Ребенок путает при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. Трудности ребенок пытается компенсировать угадывающим чтением.
    основной путь коррекции - детальная проработка звукового анализа с внешними опорами при использовании сильных сохраненных звеньев. Обычно присутствует бедный словарь и слухоречевая память (их тоже необходимо развивать)

    При акустико-артикулярной дисграфии есть слабость переработки слуховой информации, но так же есть слабости кинестетической дифференциации.

    Наиболее частые ошибки – фонематичные (вместо тепло – дебпло, вместо белка – белга).
    Типичные виды ошибок:

    • замены звуков, близких по звучанию (глухих-звонких: б-п, д-т, з-с);
    • замены звуков, близких по произношению (т-п, д-б, т-к, т-н);
    • замены букв, близких по написанию.(у-и, щ-ш, ж-х);
    Эти замены могут быть вызваны разными причинами.

    Особенности трудностей обучения у младших школьников с отставанием в развитии процессов переработки зрительной информации ( II блок).
    У таких детей страдает формирование четких образов предметов, задерживается формирование словаря, усвоение букв и овладение чтением.

    Ошибки в письме:

    • трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки, соблюдения строки;
    • колебания наклона и размера букв, раздельное написание букв внутри слов;
    • трудности припоминания букв, их искаженное написание, замера рукописных букв печатными, замена похожих букв;
    • устойчивая зеркальность, т.е. замена З-Е, У-Ч, б-д, д-в, поворот букв и цифр в противоположную сторону
    • трудности запоминания словарных слов
    • пропуск и замена гласных, в том числе ударных
    • нарушения порядка следования букв
    • тенденция к фонетическому письму (ручйи, строедца)
    • слитное написание двух слов
    Трудности поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры
    Дети не сразу включаются в задание, а, начав его, быстро устают; через некоторое время рабочее состояние возвращается, но уже на сниженном уровне, вследствие чего ребенок вновь устает - ложится на парту или сползает с нее. На фоне утомления ребенок делает разнообразные грубые ошибки. Дети пишут медленно, навыки письма автоматизируются с большим трудом, во время письма может нарастать тонус мышц, ребенку трудно удержать рабочую позу. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.
    Регуляторная дисграфия
    Обусловлена несформированностью произвольной регуляции действий (функции планирования и контроля). Проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности ориентировки в задании, включения в задание, импульсивность решений и инертность, затруднения в переключения с одного задания на другое.

    Характерные ошибки: упрощение программы по типу патологической инертности:

    • инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий;
    • пропуски букв и слогов из-за упрощения программы;
    • предвосхищение (антиципация) букв;
    • слипание (контаминация) слов;
    • трудности языкового анализа (например, слитное написание слов вместо раздельного);
    • орфографические ошибки (невозможность распределить внимание между технической стороной письма и орфографическими правилами).
    Важно: выбор конкретных занятий зависит от результатов комплексной логопедической и нейропсихологической диагностики
    Наши цены
    Занятия по русскому языку
    (коррекция дисграфия) 1 занятие
    2800₽
    Продолжительность занятия 1 час
    ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    (КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИЯ) 8 ЗАНЯТИй
    22400₽ 19200₽
    Абонемент на 8 занятий
    Продолжительность занятия 1 час
    Рекомендуемые занятия
    При покупке пакетных предложений предоставляется скидка
    Услуги
    Стандарт
    21500₽
    Оптимум
    49500₽
    Оптимум +
    66900₽
    Логопедическая диагностика
    Коррекция дисграфии
    8 занятий
    Метод Томатис
    14 занятий
    Нейропсихологическая коррекция с использованием Баламетрикс
    (Индивидуальное занятие)
    8 занятий
    Записаться на диагностику
    Мы Вам перезвоним и согласуем время занятия!
    Записаться на пакет услуг "Стандарт"
    Мы Вам перезвоним и согласуем время занятия!
    Записаться на пакет услуг "Оптимум"
    Мы Вам перезвоним и согласуем время занятия!
    Записаться на пакет услуг "Оптимум+"
    Мы Вам перезвоним и согласуем время занятия!