BrainOn Center

Коррекция почерка


Проблема с почерком - самая распространенная в начальной школе.
Обучение письму - сложный вид работы для любого ребенка.
Наши результаты
До
Егор (10 Лет) до занятий по коррекции почерка
После
Егор (10 лет) после 2 месяцев занятий по коррекции почерка
До
Саша (9 лет) до занятий по коррекции почерка
После
Саша (9 лет) после 2 месяцев занятий по коррекции почерка
Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.
Профессор Н.А. Бернштейн отмечал, что акт скорописи в сформированном виде включает в себя ряд факторов: общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы; вибрационная иннервация мышц предплечья, запястья и пальцев, которая очень ритмична и монотонна.

Александр Николаевич Бернштейн
Русский и советский психиатр
Несколько фактов о коррекции почерка
Сегодня родителям, учителям и тем, кто занимается каллиграфией письма с детьми, важно знать, что округлость в письме букв и их соединений очень сложно достичь, если у ребёнка слабо развита подвижность запястья; а ритмичность узора соединения букв возможна только при хорошо сформированных регуляторных механизмах деятельности.
Ребёнка можно научить рисовать буквы округло и аккуратно, даже имея низкие показатели по этим параметрам письма, а вот сформировать скорость письма, беглость и разборчивость почерка при быстром письме – однозначно нет! Поэтому и «разваливается» почерк ребёнка, как только он сталкивается с требованием скорописи.
Навыки письма приобретаются детьми с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным, кропотливым. Руки устают, а буквы и слова получаются совсем не как у взрослых: коряво, некрасиво, нескладно. Всем детям письмо дается по-разному. Одни в скором времени начинают писать быстро, каллиграфично, а у других возникают трудности. Если вовремя не провести коррекцию почерка, он так и останется корявым, нескладным на всю жизнь. Задача его исправления должна волновать педагогов, самих детей и их родителей.
Что принято считать «плохим» почерком?
  • Когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять, какую из них имел ввиду пишущий
  • Когда наблюдаются неправильные соединения букв
    «о», «а», из-за этого они похожи, как братья-близнецы
  • Когда строка в тетради - понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней
  • Когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное
  • Когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются «дырки» в тетради

Каковы причины проблем с почерком у ребенка?

  • Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков.
  • Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ноге, ловко подбрасывать и ловить мяч, часто спотыкается и наталкивается на предметы.
    Возникает вопрос, как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может управлять руками и ногами, это непременно скажется на процессе письма.
  • Отсутствие понимания ребенком понятий «право», «лево», «верх», «низ»- нарушение пространственного восприятия. Еще почерк может быть «некрасивым» при общем плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок.
  • Очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи. Бывают случаи выравнивания почерка после того, как улучшатся отношения с родителями.

Как исправить плохой почерк у ребенка?

Cоветы родителям
  • Прежде чем вы приступите к занятиям по исправлению почерка, убедите ребенка в том, что эти занятия необходимы. Объясните ему, что плохой почерк может стать причиной многих проблем и недоразумений в школьной и взрослой жизни, можете рассказать несколько жизненных историй об этом.
    1
  • Следите, чтобы во время занятий ребенок правильно сидел, не налегал на стол, чтобы он правильно держал ручку, не сильно давил на нее, ведь часто проблемы с почерком возникают именно из-за того, что ребенок неправильно сидит или держит ручку.
    2
  • Начать занятия по исправлению почерка лучше с отработки написания определенных букв, с которыми возникают сложности.
    3
  • Выделяйте для уроков по исправлению почерка каждый день по 20-30 минут. Эти занятия должны проходить в отдельное от подготовки уроков время.
    4
  • Купите специальную тетрадь с упражнениями для занятий. Ни в коем случае не заставляйте ребенка писать много.
    5
  • Задания должны быть веселые, интересные для малыша, они должны быть направлены на развитие моторики рук и зрительной памяти.
    6
Основные направления коррекционной работы
Направления работы коррекции зависят от причин возникновения плохого почерка
  • Развитие двигательной сферы ребенка
  • Развитие наглядно-образного мышления ребенка, чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы
  • Развитие способности зрительного восприятия различных форм
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, строк, умение определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами
  • Укрепление руки и улучшение координации движений, улучшение мелкой моторики ребенка
  • Научить автоматически принимать правильную позу письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради и т.д.
  • Убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх», «низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может путать расположение элементов букв, например,
    Б и Д
  • Формирование мотивации ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк