BrainOn Center


Синдром дефицита внимания и гиперактивности


СДВГ – это нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания.
Среди неврологических заболеваний, не имеющих в своей основе грубых органических нарушений, необходимо проанализировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ (в западной литературе его обычно обозначает аббревиатура ADHD – Attention Deficit-Hyperactivity Disorder).
Некоторые факты о СДВГ
Считается, что с возрастом происходит компенсация, поэтому во взрослой популяции он встречается реже. Однако, став взрослыми и «выздоровев» от ADHD, эти люди оказываются в группе повышенного риска целого ряда психопатологических синдромов и заболеваний: депрессия, тревожные расстройства, различные формы зависимостей, психопатии.
У гиперактивных подростков и взрослых также чаще возникают различные формы асоциального и девиантного поведения, включая агрессивность, алкоголизм и наркоманию. Одним из механизмов этого является снижение чувствительности к слабым стимулам, в том числе к сигналам опасности.
В последние годы распространение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей приобретают угрожающие размеры – 43% от общей популяции дошкольников, при этом у мальчиков СДВГ встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек. Как правило, первые проявления СДВГ появляются уже в первые пять лет жизни, однако отклонения становятся особенно очевидными в младшем школьном возрасте в связи с переходом от регламентации детского сада к саморегуляции в школе.
Наличие СДВГ - фактор риска нарушения детско-родительских отношений и общения со сверстниками, развития школьной дизадаптации, неуспешности в школе.
Как проявляется СДВГ?
  • Нарушения концентрации внимания
    Трудности удержания внимания, снижение избирательности, выраженная отвлекаемость с частыми переключениями внимания
  • Повышенная неструктурированная активность
    Беспокойство, суетливость, многочисленные посторонние неадекватные ситуации движения, неспособность усидеть на одном месте, болтливость
  • Импульсивность
    Дети, не дослушав вопрос и не задумываясь, отвечают на него, не в состоянии ожидать своей очереди.
Чтобы поставить ребенку диагноз СДВГ одного из типов, необходимо соблюдение 4 условий
  • Симптомы должны непрерывно наблюдаться более 6 месяцев
    1
  • Симптомы должны вызывать серьезные нарушения
    (во взаимоотношениях, исполнении деятельности)
    2
  • Симптомы должны проявляться в разных ситуациях
    3
  • Симптомы должны проявиться до семилетнего возраста
    4
Характеристика ребенка с СДВГ имеет свои особенности в зависимости от возрастного периода, в котором он находится
В дошкольном периоде (от 3 до 7 лет) часто начинают проявляться повышенная активность малышей и импульсивность. Чрезмерная активность проявляется постоянным движением, в котором находятся малыши. Они характеризуются крайней неусидчивостью на занятиях и болтливостью. Импульсивность малышей выражается в совершении необдуманных действий, в частом перебивании других людей, вмешательством в посторонние разговоры, которые их не касаются. Обычно таких детей считают невоспитанными или чрезмерно темпераментными. Дети с СДВГ довольно неаккуратны, непослушны, часто бросают или ломают вещи, игрушки, могут проявлять агрессивность, иногда отстают в речевом развитии от ровесников.
Проблемы ребенка с СДВГ после поступления в школу лишь усугубляются, вследствие школьных требований, которые он в полной мере не в состоянии выполнять. Детское поведение не отвечает возрастной норме, поэтому он не способен получить результаты, соответствующие его потенциалу. Такие дети во время занятий не слышат педагога, им трудно решать предлагаемые задания, поскольку они испытывают сложности в организации труда и доведении его до завершения, в процессе выполнения забывают условия задач, плохо усваивают учебный материал и не в состоянии грамотно его применять. Поэтому дети довольно быстро отключаются от процесса выполнения заданий.
Страдающие СДВГ синдромом школьники характеризуются сложностями в межличностных взаимоотношениях, проблемами в установлении контактов. Их поведение склонно к непредсказуемости, вследствие значительных колебаний настроения. Также отмечается горячность, задиристость, противопоставляющие и агрессивные действия. Вследствие чего такие дети не могут уделять продолжительное время игре, успешно взаимодействовать и устанавливать дружеские контакты с ровесниками.
В коллективе дети, страдающие СДВГ, являются источниками постоянной тревоги, так как они шумят, мешают окружающим, без спроса берут чужие вещи. Все перечисленное ведет к появлению конфликтов, в результате этого ребенок становится нежеланным в коллективе. Встречая подобное отношение, ученики нередко осознанно становятся «шутами» в классе, надеясь тем самым наладить отношения с ровесниками. Вследствие этого страдает не только школьная успеваемость детей с СДВГ, но и работа класса в целом, так они могут срывать уроки. В общих чертах их поведение производит впечатление несоответствия своему возрастному периоду, поэтому сверстники с ними общаются неохотно, что постепенно формирует у детей с СДВГ самооценку. В семье такие дети нередко страдают из-за постоянного сравнения их с другими детьми, которые более послушны или лучше учатся.
Причины возникновения СДВГ
В литературе выделяются следующие причины СДВГ
  • Неблагоприятная экологическая ситуация
  • Инфекционные заболевания женщин во время беременности
  • Астматические состояния, сердечная недостаточность, воспаление легких, диабет и другие заболевания, провоцирующие нарушение в мозговой деятельности детей
  • Генетические предпосылки и социальные причины
  • Прием некоторых лекарственных препаратов, наркотических средств или алкоголя женщинами в период вынашивания ребенка, некоторые хронические болезни матери, угрозы выкидыша, преждевременные или затяжные роды, стимуляция родовой активности, кесарево сечение, неправильное предлежание плода, любые заболевания новорожденных, которые протекают с высокой температурой, приемом малышами сильнодействующих препаратов
  • Биологические факторы
Исследование с помощью методики нейропсихологического обследования А.Р. Лурия и анализа данных ЭЭГ показали, что первичным дефектом для большинства детей с СДВГ является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга – первого функционального блока мозга, обеспечивающего уровень активации, оптимальный для психического функционирования. К такому же выводу приходят и другие исследователи, считая, что гиперактивность – это попытка ребенка привести свой мозг в необходимое состояние активации должного уровня, оптимизировать недостаточный уровень стимуляции ЦНС. «Двигательная буря» гиперактивных детей вызывается действием вполне целесообразных механизмов компенсации.» Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 мин, затем 3-7 мин мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не слушает учителя, может раскачиваться на стуле, встать, начать ходить по классу. К сожалению, такое поведение неприемлемо в школе.

Методы коррекции СДВГ

Преодоление СДВГ возможно при совместной работе разных специалистов в следующих направлениях
  • Психотерапевтические практики, которые направлены на нормализацию семейной обстановки, установление контактов с педагогами, повышение самооценки, выработку послушания, обучение их уважению прав других индивидов, правильному вербальному общению, контролю над собственными эмоциями.
  • Нейропсихологическая коррекция. При этом нейропсихологический подход один из самых продуктивных и информативных.
  • Медикаментозная терапия в случае отсутствия результата от других методов.
  • Детям предлагается облегченный режим обучения, то есть уменьшается количественный состав учебного класса и уменьшается продолжительность занятий. Детям рекомендуется сидеть за первыми партами для возможности концентрации внимания.
Важно: выбор конкретных занятий зависит от результатов комплексной логопедической и нейропсихологической диагностики