BrainOn Center

Общее недоразвитие речи



Состояние общего недоразвития речи (ОНР)
характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков.

Что такое ОНР?

Основная отличительная черта ОНР — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.
Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формирования речи. Но после 3-х лет стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда. И ее отсутствие может привести к отставанию психического развития.

Проявление ОНР у детей выражается по-разному, исходя их глубины нарушений.

Специалисты выделяют четыре уровня общего недоразвития речи: от полного отсутствия речи или лепетного его состояния, когда ребенок говорит только отдельные повторяющиеся слоги на I уровне, до развернутой фразовой речи с отдельными элементами недоразвития – на III уровне. ОНР IV уровня обычно ставится детям, имеющим остаточные проблемы с речью, связанные, в основном, с нарушением грамматических конструкций (ошибки в спряжении глаголов или форме множественного числа и т.д.).
Четыре уровня ОНР
Общее недоразвитие речи 1 уровня
Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки
        Общее недоразвитие речи 2 уровня
        Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

        На что обратить внимание:

        1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
        2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
        3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
        4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
        5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
        6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
        7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
        8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
        9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
          Общее недоразвитие речи 3 уровня
          Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

          Проблемные точки:

          1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
          2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
          3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
          4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
          5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
          6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
          7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
          8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
          9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.
            Общее недоразвитие речи 4 уровня
            Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

            Характерные признаки:

            1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
            2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
            3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
            4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
            5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).
            6. Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.
            ОНР может являться как самостоятельным логопедическим нарушением, так и следствием других, более сложных дефектов. И на этом этапе необходимо как можно раньше разобраться, что является первопричиной.

            Какие занятия мы рекомендуем?

            Мы проводим комплексную работу по преодолению общего недоразвития речи, при этом, выбор коррекционной программы зависит от результатов диагностики, проведенной нашими специалистами
            Forbrain
            Логопедические занятия по преодолению ОНР с использованием гарнитуры Forbrain
            Нейропсихолог
            Занятия с нейропсихологом
            Метод Томатис
            Программа нейросенсорной стимуляции по методу Томатис
            Balametrics
            Занятия по программе Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics по мозжечковой стимуляции
            Важно: выбор конкретных занятий зависит от результатов комплексной логопедической и нейропсихологической диагностики
            Наши цены
            логопедическая диагностика
            2300₽
            Продолжительность занятия 40 минут
            нейропсихологическая диагностика
            2900₽
            Продолжительность занятия от 1 часа до 1 часа 20 минут
            Рекомендуемые занятия
            При покупке пакетных предложений предоставляется скидка
            Услуги
            Стандарт
            19600₽
            Оптимум
            70900₽
            Оптимум +
            78100₽
            Логопедическая диагностика
            Нейропсихологическое обследование
            Нейропсихологическая коррекция
            8 занятий
            Логопедическое занятие
            8 занятий
            Логопедическое занятие с использованием Forbrain
            8 занятий
            Метод Tomatis
            14 занятий
            Баламетрикс (Индивидуальное занятие)
            8 занятий
            Записаться на диагностику
            Мы Вам перезвоним и согласуем время занятия!
            Записаться на пакет услуг "Стандарт"
            Мы Вам перезвоним и согласуем время занятия!
            Записаться на пакет услуг "Оптимум"
            Мы Вам перезвоним и согласуем время занятия!
            Записаться на пакет услуг "Оптимум+"
            Мы Вам перезвоним и согласуем время занятия!